Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

общение: формальное ок, а неформальное - не ок

ВОПРОС отсюда
Добрый день,

с детства проявлялась одна проблема. Мне очень тяжело долгое время находится в ... так скажем неформальном или же эмоциональном общении. И чем больше количество людей (мало знакомых) тем сложнее. Я вполне могу три часа побыть душой компании, но потом начинаются вполне физические проявления - холодеют руки и ноги, начинает ужасно тошнить, появляется невыносимая практически головная боль. В общем трясет и колбасит. Так бывает и при общении (длительном) с одним человеком. Но чаще именно при общении с группой людей. При этом эмоциональный настрой не важен. Это могут быть и люди которые мне очень нравятся, так и те которые мне безразличны, или же я могу быть настроена к ним негативно. Но например, если мне надо читать лекцию перед большой аудиторией, вести семинар и тд - никаких проблем нет, хоть целый день. В принципе меня это не очень волновало, но проблема в том что последние несколько лет это состояние начало обостряться. Во-первых, сократились сроки моей способности общаться. А во-вторых стало проявляться чаще и в ситуациях нехарактерных. Например на рабочем собрании... Вопрос, что с этим делать? И надо ли куда-то бежать? С чем это вообще может быть связно? И можно ли вообще как-то сгладить эти проявления?



Смотрите, как это выглядит для психолога:
когда в общении есть внутренняя структура, регламент, порядок - у Вас нет проблем.

У Вас нет зависимости между тем, насколько общение эмоционально важно или нет.
У Вас даже нет типичных, в общем, для многих страхов перед большой аудиторией - то есть четкая организация процесса делает его простым и понятным.
Все упирается в структуру.

Чем отличается неформальное общение от формального?
Отсутствием четкой организации процесса, отсутствием четкой, логичной, выраженной формы. Алгоритма. Структуры, в общем, не хватает.

Что будет решением?
1. Формирование представлений о структуре неформального общения. Социальные транзакции по Берну, игры по Берну - там больше всего рассказывается об общении в четкой и логичной форме. Какие элементы включает в себя общение? Как это выглядит?
2. Выстраивание своей структуры неформального общения. То есть:
— какая у меня роль в этой коммуникации и какие у этой роли здачи и реплики?
— каковы роли, задачи и возможные реплики окружающих?
— как, по каким принципам организуется диалог в группе (обычно сильно упрощает выявление, кто хочет доминировать - эти перехватывают инициативу, и кто самый тревожный - такие хуже всего держат паузы, начиная суетиться)
— какие вопросы могут быть остросоциальными, хотя в Ваших глазах да и вообще они формального смысла не имеют


Когда у Вас будет нужный алгоритм, то уровень неопределенности, а значит, уровень стресса снизится. Пока я вижу, что стресс истощает ресурсы, захватывая и те области, которые раньше были под контролем. Будет больше контроля - будет меньше стресса, поэтому, с шансами, все само решится, как только у Вас будут понятные стройные алгоритмы.

Я бы вообще предлагала сначала самостоятельно обдумать тему, что из формального общения стоит перенести в неформальное и как, чтобы Вам было удобно. Если это не получится, то будет зато конкретный запрос, а вот как такое вообще переносят?
И обдумать это можно, пробуя посмотреть в сторону Берна с его транзакциями и в сторону любых учебников по переговорам, где есть структурированная подача или проблемы-решения, чтобы очень конкретно и предметно было, а не общие слова про эффективные коммуникации. Советовать литературу тут сложно, но просто попробуйте брать книгу за книгой по теме переговоров и смотреть, текст производит впечатление полезного или нет. Обычно если текст плохой, это с любой страницы в книге видно.

Насколько проблема распространена?
Достаточно, просто обычно ее не могут опознать как проблему с общением, а считают проблемой с общей тревожностью или профессиональным выгоранием. Обычно это краткосрочное консультирование, где главное, чтобы пациент сам принцип копирования работающей стратегии общения туда, где сложности увидел. В смысле, Вы в принципе уже знаете как Вам удобно общаться - надо просто выделить работающую стратегию и на нее опираться уже везде, а не в узкой беспроблемной сфере.

РЕЗЮМЕ:
Ваша задача - сделать общение удобным для себя, вероятно, это будет выстроенный алгоритм, в котором Вы на каждом шаге будете понимать, где Вы и как можно двигаться дальше. Если Вы упретесь в тупик, то по крайней мере это будет уже более или менее конкретный тупик, с которым можно будет искать ответы специалистов.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А давайте порассуждаем абстрактно? ))

    Например: У вас три тысячи евро и кризис в отношениях. Что лучше предпринять: Пойти к психологу или полететь вместе на Гоа? А там или помиримся, или…

  • Про мечтательность и страх конкуренции

    Добрый день (вечер). Кому из линеек характерен страх не состояться в профессиональном плане, страх конкуренции, что выберут не их? Относил себя…

  • Боюсь зафейлить отношения

    Наверное, холиварно получится (особенно с короткой характеристикой), но что мне важно - чтобы была видна логика, как психолог будет читать-смотреть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment