Молния ([info]molnija) wrote,
@ 2009-05-05 21:29:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:обыденный шок, психологическая грамотность

Другие среди нас
По наводке [info]koalka_journey посмотрела клип, снятый девушкой-аутистом о себе.
Цитата из статьи на Wired Magazine (Перевела [info]koalka_journey ):
Видео начинается с женщины, смотрящей в сторону от камеры, раскачивающейся взад и вперед, неуклюже хлопающейся ладонями и издающей совершенно жуткое жужжание. Позже она производит целую серию странных, повторяющихся движений: шлепает куском бумаги по окну, скользит пальцами руки вдоль компьютерной клавиатуры, проворачивает набалдашник комодной ручки. Она бьет цепочку одной рукой, держа ее в другой, и тыкается носом в раскрытую книгу.
А затем, на черном экране появляется слово «ПЕРЕВОД», и в течение следующих 5 минут 27-летняя Аманда Баггс / Amanda Baggs (она аутист и не может говорить) объясняет ясно и отчетливо, в четких формулировках, что происходит в ее голове в тот момент, когда она производит все эти эксцентричные действия. Голосом, синтезированным компьютерной программой, она объясняет, что дотрагивание и ощущение, пробование на вкус и нюхание дает ей «непрерывное общение» с окружающей ее реальностью. Такие формы невербальных «стимулов» (раздражителей) составляют ее «родной язык», объясняет Багс, и он не лучше и не хуже, чем обычный разговорный язык. Почему-то ее неумение разговаривать воспринимается как недостаток, говорит Аманда, в то время, как неумение остальных людей выучить ее собственный язык рассматривается как естественное явление и вполне приемлемое.
Для меня шоком был текст, который пошел дальше. Ощущение хлесткой пощечины. Я почему-то сейчас думаю о том, что мы слишком ограниченно воспринимаем, что есть разумность, путая ее с банальной социальностью. А они просто Другие. Иные. И да, это я не умею разобраться в их языке, а не они.


клип на английском. перевод от [info]koalka_journey ниже. Кому интересен подстрочник, можно посмотреть здесь
Предыдущая часть видео - это мой «родной язык». Многие люди предполагают, что когда я говорю, что это мой язык, то я подразумеваю, что каждая часть видео должна иметь особенное символическое значение (или послание), предназначенное для расшифровки человеческим разумом. Но мой язык – это не специально придуманные слова и даже не визуальные символы для людей, чтобы их расшифровывать или переводить. Это просто значит быть в непрерывном, постоянном общении
с каждым аспектом того, что меня окружает физически (телесно) реагируя на каждую часть (деталь) той среды, в которой я нахожусь. Вот в этой части видео вода ничего не символизирует. Я просто взаимодействую с водой, так же как и вода взаимодействует со мной.
Способ, которым я действую, бесконечно далек от бесцельности - это непрерывный ответ на все то, что вокруг меня.
Забавно, что способ, которым я действую, когда реагирую на все, что меня окружает, описывается как «находиться в своем собственном мире», в то же время, если я взаимодействую со значительно более ограниченным набором реакций и реагирую на значительно более ограниченную часть того, что меня окружает, люди заявляют, что я «открываюсь настоящему взаимодействию с миром».
Они судят о моем существовании, компетентности (осознанности) и индивидуальности по такой крошечной и ограниченной части мира (реальности) в которой я для них проявляюсь.При этом способ, которым я на самом деле думаю и взаимодействую с вещами (явлениями), выглядит и воспринимается настолько отличным от общепринятых представлений и даже визуализации, что некоторые люди не рассматривают этот способ как «думание» в принципе. Но он так же имеет право на существование.
Однако мысли и размышления (процесс думания) людей, подобных мне, может быть воспринят всерьез только если мы выучим ваш собственный язык, и не имеет никакого значения, как мы ранее думали или взаимодействовали с миром.
Как вы слышали, я могу петь вместе с тем, что окружает меня, но только если я печатаю что-то на вашем собственном языке,
то вы считаете меня способной к коммуникации.
Я нюхаю вещи
И слушаю их
Я их чувствую
Я их пробую на вкус
Я смотрю на вещи
Но этого не достаточно: смотреть и слушать и пробовать, и нюхать, и чувствовать. Я обязана применять это к правильным вещам,
например, смотреть на книги. И не делать это с неправильными, в противном случае люди сомневаются – разумный ли я человек. А поскольку их определение мышления определяет их определение индивидуальности (личности), то абсурдно многие из них сомневаются, что я точно такая же личности, как и они.
Я бы хотела узнать честно – насколько многие из вас, встретив меня на улице, поверили бы, что я написала все это.
Кстати, я нахожу действительно любопытным, что неспособность выучить ваш язык рассматривается как недостаток, но неспособность выучить мой язык рассматривается как нечто настолько естественное, что люди типа меня официально описываются как загадочные и сбивающие с толку, наоборот, мало кто готов допустить, что это они сами запутались, а не аутисты или другие люди с когнтивными расстройствами, которые в своей основе сбивают с толку.
Мы даже рассматриваемся как не способные к коммуникации, если мы не говорим на привычном языке. Но другие люди не воспринимаются как не способные к коммуникации, если они не обращают внимания на наши собственные языки, поскольку просто не могут поверить, что они существуют.

В заключение, я бы хотела, чтобы вы знали, что это видео не было задумано как подглядывание за психом (не совсем точно: freak show - шоу, показывающее поведение ненормального человека), вы можете наблюдать эксцентричную (странную, ненормальную) работу артистического ума.
Это – резкое заявление о существовании и значимости множества различных способов мышления и взаимодействия (с миром). В мире, где то, насколько адекватно ты можешь проявляться лишь в отношении одного из них, определяет – будешь ли ты восприниматься как настоящая личность, или как зрелый человек, или как умный, и в мире, в котором это определяет, имеешь ли ты какие-либо права. В этом мире людей мучают, люди умирают, только потому, что их рассматривают как не-личностей, потому, что их способ мышления настолько непривычен, что не рассматривается как мышление вовсе. Только когда множество различных видов индивидуальности будут признаны, только тогда справедливость и права человека станут возможны.

Для тех, кто сомневается что аутист могла снять кино и снять клип – я лично знаю девушку-аутиста, которая самостоятельно и в быстром темпе разобралась с тем, как работать с компьютером.



(51 comments) - (Post a new comment)


[info]llynden
2009-05-05 06:28 pm UTC (link)
Спасибо.
Один мой добрый друг не говорил на общепринятом языке почти до 5 лет. Он говорил на своем языке и пел, и мама прекрасно его понимала и переводила, если кто-то другой его не понимал. А потом почти в пять лет он без запинки перешел на общепринятый язык.
Когда я услышала эту историю, я спросила: "А что, до этого каша нормальная была?.." и пришлось рассказывать соответствующий анекдот. На что добрый друг не обиделся, а долго смеялся и потом объяснил: "Я просто понял, что я гибче и в чем-то умнее этих взрослых, и мне проще выучить их язык, чем им - мой".
(Это был Дэвид Денборо, без которого в моем ЖЖ не было бы никаких материалов о нарративном подходе :))

(Reply to this)


[info]knjazna
2009-05-05 06:35 pm UTC (link)
Э-э-э... но она же не жужжит. Она голосом попадает точно в тональность каждого звука
, который издает предмет, который она трогает, нота в ноту, понимаешь? Иногда с разницей точно в октаву, если связок не хватает.
И она не просто раскачивается. Так ловить собственные пульсации на йоге учат год на пятый-седьмой плотных занятий.
И там, где она "просто взаимодействует" с водой, ритм течения речи абсолютно соответствует ритму течения воды.
И... наверное, хватит. Потому что с кинестетикой (носом в нигу, щекой о ткань) точно то же самое. И весь клип - перетекающий органично из ритма в ритм, из тональности в тональность - невероятно органичен, и она органична внутри себя. И она очень красиво двигается.

(Replies frozen)(Thread)(Expand)


[info]molnija
2009-05-05 06:44 pm UTC (link)
Спасибо. Да, все так.

Просто журналист, чью цитату я привела, всего этого не опознает. Ему она просто жужжит, просто качается и т.п.

Меня больше всего ее текст потряс. Сочетание взвешенности, насыщенности, четкости позиции. Так быть эмоциональной и в то же время сдержанной... Не каждый юрист, политик и психолог поодиночке смогут высказать профессиональное, как она, затрагивая все три аспекта, говорит о личном.

(Replies frozen)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]kamillalacosta, 2009-05-05 07:26 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]molnija, 2009-05-05 07:33 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]knjazna, 2009-05-05 07:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ddodo, 2009-05-05 07:43 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]division___bell, 2009-05-05 08:03 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ddodo, 2009-05-06 06:02 am UTC (Expand)
Это потрясающе.
[info]kamillalacosta
2009-05-05 07:24 pm UTC (link)
НО разве она жужжит? она же поет. При чем звук чистый, отдаленно напоминающий шаманские песни.

(Reply to this)


[info]ddodo
2009-05-05 07:44 pm UTC (link)
Да. Но как наладить связь?

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]molnija
2009-05-05 07:47 pm UTC (link)
я не в теме :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]ddodo, 2009-05-05 07:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]koalka_journey, 2009-05-05 07:57 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]koalka_journey, 2009-05-05 08:01 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gekkkon, 2009-05-06 10:44 am UTC (Expand)

[info]likanta
2009-05-05 08:17 pm UTC (link)
ЖУЖЖАНИЕ?! Да у журналиста бананы в ушах, ИМХО! А флейта ему свистит, видимо...
Аманда этим "жужжанием" движения конкретного предмета описывает так, как картинкой (да хоть анимацией) фиг ещё обрисуешь.

И насчёт эффекта хлёсткой пощёчины... не согласна. ИМХО, это не тот стиль отношений с миром, в котором подобного рода аругменты используются. ИМХО.

(Reply to this) (Thread)


[info]molnija
2009-05-06 05:35 am UTC (link)
не эффект :) ощущение

(Reply to this) (Parent)


[info]amarisuna
2009-05-05 09:01 pm UTC (link)
это надо осмыслить
для меня это примерно как если бы мне показали видео с инопланетянами, если честно

(Reply to this) (Thread)


[info]molnija
2009-05-06 05:33 am UTC (link)
вот, да

(Reply to this) (Parent)

(Screened Post)

[info]molnija
2009-05-06 11:43 am UTC (link)
перевод не мой :)))
Поэтому я и не стала раскрывать - не хотелось углубляться в эту ветку

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]sentry_drone, 2009-05-06 12:15 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]molnija, 2009-05-06 12:31 pm UTC (Expand)

[info]holy_cat
2009-05-06 06:46 am UTC (link)
потрясло. на этом языке умеют разговаривать ВСЕ маленькие дети. но мы так быстро его забываем :(

(Reply to this)


[info]karnotavr
2009-05-06 08:14 am UTC (link)
Я в растерянности.
Во многом этот ролик снимает мои собственные страхи от людей, странных людей-аутистов, с которыми иногда приходится сталкиваться на улице....
А с другой стороны..... Мне знакомы все эти проявления по себе....

И надо отметить, что сам ролик выстроен достаточно грамотно по ритму, по композиции кадра, раскрывает полностью то, что хочет сказать и показать автор.... Это не просто любительское видео, а творческая работа.

(Reply to this)


[info]sevetra
2009-05-06 10:57 am UTC (link)
Я нашла ее блог года два назад.
http://ballastexistenz.autistics.org/
Сильное впечатление.
Но не "разрыв стандартов", я знала, что это нормальные люди, просто они асоциальны.
Я была рада, что эта девушка стала говорить с социальными.

(Reply to this)


[info]_lestar_
2009-05-06 02:58 pm UTC (link)
Проблема не в том что окружающие не хотят выучить язык аутиста. Проблема в том, что даже выучи мы этот язык - аутист все равно не станет с нами общаться. В том то и беда.

(Reply to this) (Thread)


[info]gekkkon
2009-05-06 10:54 pm UTC (link)
имхо проблема в том, что этот язык нельзя выучить. его нет.
она как-то состраивается с тем "предметом", на который направлена -- где здесь язык?
У М.Эриксона есть описание такой коммуникации. Может, утром найду ссылочку.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]molnija, 2009-05-07 06:00 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]dreamer_m, 2009-05-07 07:28 am UTC (Expand)

[info]_lestar_
2009-05-06 03:04 pm UTC (link)
Интересно было бы выучить этот язык. Можно ли пообщаться с человеком, который говорит на кинестетическом языке или общения не будет возможным? Хотя если мне удается говорить с совами, то наверно с человеком тоже удастся.

(Reply to this)


[info]affe_sk
2009-05-06 06:10 pm UTC (link)
спасибо, дорогая :)
положила ссылку в свой ЖЖ... /ты ж не против, да? ;) /

(Reply to this) (Thread)


[info]molnija
2009-05-06 06:12 pm UTC (link)
это тебе спасибо - такое стоит пиарить!

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]affe_sk, 2009-05-06 06:12 pm UTC (Expand)

[info]so1nyshko
2009-05-07 02:43 am UTC (link)
Это же ведь не только об аутистах. Это обо всех людях, чей внутренний мир отличается от того, что принято считать "нормой".
Интересно, почему ей захотелось об этом рассказать.

(Reply to this)


[info]rukhs
2009-05-07 01:35 pm UTC (link)
Любопытно, в первой части моя полугодовалая дочь, услышав звук, начала ей отвечать...
Вообще, мне кажется, что дети похожи на "иных" людей гораздо больше, чем на "нормальных".

(Reply to this)


[info]vidrik
2009-05-22 05:58 am UTC (link)
Я абсолютно некомпетентна в области языков да и вообще коммуникации. Но то, как она поет и движется - это просто очень красиво и гармонично.

(Reply to this)


[info]lihomir
2009-06-16 05:43 pm UTC (link)
мама мия, она поет, как я

(Reply to this)


[info]juli_dobrovo
2009-07-03 10:23 pm UTC (link)
"Только когда множество различных видов индивидуальности будут признаны, только тогда справедливость и права человека станут возможны." - к этим словам ничего не добавишь.

скажите, а признаки синдрома Дауна в лице - это случайность или закономерость? или я ошибаюсь?
(поясню - я не спец, я интересуюсь психологией и всеми вытекающими)

(Reply to this) (Thread)


[info]molnija
2009-07-03 10:34 pm UTC (link)
Вообще синдром Дауна коррелирует, да. процентов 7 с с.Д. оказываются аутистами.

Но вот говорить о данной девушке не готова - она таких данных о себе не предоставляла, а диагностировать за глаза я не готова :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]juli_dobrovo, 2009-07-03 10:40 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]molnija, 2009-07-03 10:50 pm UTC (Expand)

[info]gignomai
2009-07-06 08:06 am UTC (link)
Спасибо. Подумать есть над чем. Но выскажу все-таки осторожное сомнение в аргументации: "быть в непрерывном, постоянном общении
с каждым аспектом того, что меня окружает физически (телесно) реагируя на каждую часть (деталь) той среды, в которой я нахожусь" - эта характеристика охватывает и животных, и растения, и даже неживое (если взаимодействие считать общением). Все размывается.

(Reply to this)


[info]sundancewithme
2009-08-15 02:21 pm UTC (link)
Поет интересно. Хороший мелодизм.

(Reply to this)


[info]divina777
2009-08-15 02:35 pm UTC (link)
А Эйнштейн тоже до 4х лет не разговаривал... :)
Иногда молчание - признак сверхъестественного ума...))
Нам же с детства говорили, что разговор - серебро, а молчание - золото. ))

(Reply to this)


[info]2xena
2009-08-15 04:46 pm UTC (link)
Я когда прочла Роберта Силверберга «Замок лорда Валентина», была озадачена примерно тем же. В книге, на планете Маджипур сосуществуют несколько расс, которые выражают себя иначе, чем люди, и иначе контактируют с миром, но живут вместе. Очень интересная и познавательная книга, советую.
Кстати, мы то же самое говорим о животных - они не разумны, потому что не могут говорить...

(Reply to this)


[info]st_yourself
2009-08-15 07:01 pm UTC (link)
Буду рад, если все так и есть, как в этом клипе. Более того, сам предпочитаю исходить из этой версии.
Однако обращу внимание на одну недоработку автора: клип выглядел бы гораздо правдоподобнее, если бы было видно, что эта девушка набирает на клавиатуре.

А так в клипе присутствует аутичный человек, который, в числе всего прочего, побарабанил пальцами по клавишам. И, конечно, неплохо сделанный закадровый текст. То, что человек в кадре и автор фильма - одно лицо, следует лишь из титров.

Кстати, еще один вариант: то, что эта девушка - действительно аутист, а не изображает аутиста, тоже следует только из закадрового текста. Как, например, было и в случае с Дастином Хоффманом.

Не хочется никому портить настроение, просто счел нелишним добавить немного резонерства.

(Reply to this) (Thread)


[info]molnija
2009-08-15 09:37 pm UTC (link)
вы правы. к сожалению, проверить информацию не могу, остается полагаться на добросовестность исходных авторов

(Reply to this) (Parent)


[info]dudkinisback
2009-08-15 10:03 pm UTC (link)
увы. но это социальная реклама скорее всего.
творческие натуры, говорящие на нашем языке, сочинили миф о том, что она изучила его и шлёт вот теперь послание.
но с клавиатурой она общается на своём, а не печатает.
пение записано отдельно, фильм смонтирован, а пение идёт без склеек.
цели эти ребята преследовали почти правильные, а вот средства - слабоваты.

у меня была ученица-аутистка (я работал в очень инклюзивном частном учебном заведении). наверно один из всех педагогов (я преподавал информатику) я даже и не пытался как-то прилепить её к стандартной программе. и у меня на уроках она делала то, что ей нравилось.
и делала это отменно. в paint-е могла нарисовать тетрадный лист и написать мышкой в нём алфавит. выглядело это абсолютно точно так, как на бумаге. идеальный подбор цветов.
или в ворде (я ей предоставлял выбор, в чём "работать") она составляла кучи списков - одноклассников, предметов...
социализироваться в графической или учётной работе она могла бы идеально. и выдавать ещё чудеса.
но родители хотели чтобы она стала "нормальной" девочкой.

это я к тому, что аутистов не первый раз вижу.
а то что здесь происходит - нормальное общение с вещами, но никак не язык.
она получала информацию, а не выдавала её.
и всё, что героиня ролика делала - обычное поведение и для нас. вы что, книжки не нюхаете? тряпки не трогаете? у вас не возникает желания что-то лизнуть?

(Reply to this)

Другие среди нас
[info]samoshkin_alex
2009-08-16 04:06 am UTC (link)
Вам не сложно будет запостить этот материал в сообщество medethique ? Моим студентам будет полезно.

(Reply to this) (Thread)


[info]molnija
2009-08-16 04:54 am UTC (link)
Ох, я не хочу получить еще одну волну комментариев - это несколько утомительно. Но я не имею ничего против, если Вы перепостите к себе или в сообщество.

(Reply to this) (Parent)


(51 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…