Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Кейс: "Приходишь с проблемой, уходишь с ощущением, что ты говно"

Я часто сталкиваюсь с тем, что негативный опыт работы с психологом вызывает сомнения в ценности терапии как способа решения проблем. Анализируя эти истории, я пришла к убеждению, что если бы люди знали, что они сами могут сделать, зайдя в тупик в терапии, им было бы легче.

Вот выдержки из истории, которую мне написали в ответ на мои посты про психологическое консультирование (публикуется с разрешения автора):
"...первые три раза было круто и интересно, раскопала много таракашек и поняла, отчего ж у меня все так плохо в отношениях с окружающими. А потом началась какая-то фигня... Психолог сказал, что у меня куча невыплеснутой злости и неумение проявлять агрессию. И в качестве разминки предложил мне отнять у него какую-то мятую тряпку. Я пожала плечами. Не могу. Абстракция. Тряпка - она и есть тряпка. Мне было скучно. Он тут же заявил, что это сопротивление. И сказал, чтобы я представила себе, будто тряпка - это что-то ужасно важное. Я опять пожала плечами.
...сеанс от сеанса мне становилось все хуже. Приходишь с проблемой, уходишь с ощущением, что ты сам говно и жизнь твоя говно. До следующего сеанса зализываешь раны и снова получаешь по башке. На девятом сеансе я глубоко задумалась, а надо ли мне это. Пришла к выводу, что лучше буду доживать век со своими таракашками, чем впадать в острую депру. Хватит с меня манипуляторов за мои же деньги."


Что может сделать клиент психолога, попав в такую ситуацию?
1. Сначала давайте попробуем сформулировать, в чем проблема.
Здесь, на мой взгляд, проблема в том, что выбранная специалистом форма работы (ролевая игра) и выбранная тема работы (агрессия) не встретили отклика у клиента. Недопонимание действий психолога и дискомфорт в работе привели к разочарованию в терапии.
2. Теперь давайте от формулировки проблемы искать, что и как можно корректировать, попав в такую ситуацию.
Во-первых, непонятно, нужно ли было прорабатывать тему агрессии, а работать с темой, которая не вызывает личного отклика, тяжело. Клиент может задать вопрос специалисту - как ваши действия связаны с моим запросом?
Во-вторых, ролевая игра в такой форме для клиента была неподходящей - скучной и неприятной. Клиент может спросить, что я не могу включиться в работу в такой форме - вы можете поменять формат?
В-третьих, можно в принципе не вдаваться в темы запроса и формы работы, а сказать - мне неприятно так работать, я после нашей последней встречи чувствовала себя паршиво. Мы можем что-то поменять?
3. А теперь ваша задача - понять, удалось ли вам донести до специалиста, что вас не устраивает или нет.
Если удалось, то вам уже в ближайший час станет комфортнее работать. Если нет, и работа идет непонятно и неприятно - вероятно, вам стоит менять терапевта.


Если у вас был неудачный опыт терапии, вы можете прислать свою историю. Я попробую ответить, что можно сделать в вашей ситуации.
Tags: кейсы, психологическая грамотность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments