Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Формирование защит

Наконец-то мы добрались до "вкусненького"!

Маски и защиты
В отличие от маски, психологическая защита, как мы уже знаем, меньше влияет на соматику. И это позволяет ребенку сохранить в целости хотя бы часть здоровья и самоценности даже в неблагоприятных условиях.
Психологические защиты появляются в возрасте, когда ребенок проходит латентную фазу развития, фазу "созидания и чувства неполноценности" - либо "я могу делать то, что я намерен и я способен участвовать в процессе, несмотря на мешающие мне обстоятельства и значит я хороший и самодостаточный (сильный, умелый, ловкий)", либо "я плохой, потому что я не могу делать то-то или потому что я не справился с тем, что был намерен сделать". Или меня вытащили из процесса, прежде чем я получил результат, и поэтому я плохой.

Маска в этом возрасте может быть или может не быть, но психологические защиты в предподростковом возрасте, (это младшая школа в России) как правило, будут. По Пиаже этот возраст соответствует стадии наглядного интуитивного интеллекта и стадии конкретных операций - у кого на что приходится, здесь уже существуют различия в развитии. И это возраст, в котором игра как ведущая форма деятельности меняется на учение как ведущую форму деятельности. Поэтому защиты и становится возможно освоить, мозг ребенка уже достаточно развит для этого. А поскольку защит 11, а не 5 - они более гибкие, их можно удачно компоновать и выстраивать себе панцирь по собственному вкусу и эстетическим воззрениям.

Пример:
Выглядит такое поведение все равно смешно, особенно в исполнении взрослого человека:
- Кто опоздал? Я опоздал? А сколько времени?
или
- Я тебе сказала уже восемь раз!
-Мне сказала?

или
- Ванечка, зачем ты изрисовал всю парту?
- Это не я!
- Ну вот этой же ручкой изрисовано, и я видела, как ты рисовал!
-Это не я!

И так восемнадцать раз...

А в чем проблема?
Соответственно, почему с этими убеждениями так трудно работать после того, как закончилась реакция эмансипации и, собственно, период роста. Потому что пройден последний возраст, в который интегрируется весь детский опыт - и проецируется он потом на всю дальнейшую жизнь. Ведущий возраст общения и интеграция всего опыта происходит в социальные роли будущие. То есть, исходя из того, что было выучено, что было проиграно, усвоено, пережито, формируется некий список социальных ролей и на базе вот этих представлений о ролях формируется некий список представлений о жизненной нише, о жизненных целях, о качестве жизни и, в том числе, о количестве лет, которые надо прожить, чтобы сделать все, что запланировано.

Подростковый возраст - последний период, когда это можно скорректировать. В этом возрасте, кстати, опять происходит всплеск интереса к игре. Именно на этом благополучно держалась вся работа по пионерлагерям и то, что Крапивин так красиво описывал в своих мирах и сказках. Вся его концепция держится на большой ролевой игре, как квинтэссенции. На развитой сюжетно-ролевой игре. Всплеск интереса к игре начинается в одиннадцать лет и заканчивается в пятнадцать, после чего, собственно, проигранные роли интегрируются в жизнь или уходят в запас.

А мне не дали!
Страдания по поводу отсутствия ролей, которые не вынесли в жизнь в детстве, вы можете прекратить уже сейчас, потому что, точно так же как в детстве, роль, которую не завезли, восполняется процедурой. Необязательно проигрывать, чтобы знать - можно и проделать. Естественно, в старческом Альцгеймере процедура потеряется - это случится обязательно, даже без вопросов. Но, во-первых, не факт, что он случится именно с вами - вы можете просто не дожить. У нас в России не та социальная ситуация, чтобы мы легко и просто доживали до болезни Альцгеймера. Ну реально, ребята, не завезли условий. А процедура - это ничуть не хуже, чем роль, по крайней мере по социальной эффективности. Эмоционально - да, дыра остается, но вопрос с этой дырой решается совершенно иначе.

Как зашить дырку?
Вовсе не обязательно представлять себя поваром, чтобы уметь варить щи. Достаточно знать, как это делать, правильно? Да, именно механизм - последовательность действий, которые нужно выполнить для того, чтобы получить результат. Действия, которые мы выполняем, то есть задачи, которые мы решаем при помощи процедуры - они менее вкусны для нас, чем те, которые мы решаем при помощи сведений, которые мы получаем из роли, проигрываемой нами. И это единственный минус - эмоции придется восполнять в другом месте.

Спасибо Княжне и Кбелозу, надеюсь, все уже помнят, за что!
Tags: психологическая грамотность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments