Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Не могу выучить английский

Я знаю, что среди моих читателей есть и преподаватели языка (да мы недавно даже письмо одного репетитора разбирали)) и тех, кто сам учит языки. Так вот, внимание, чтобы у нас получилась именно психологическая работа, а не просто советы, как учить язык (которые легко нагуглить и откровением для автора потому не будут):
Действуйте как психолог
Что это значит?
Нам нужно выстроить психологическую систему координат.
Какие у автора цели и желания? Страхи?
Какие психологические установки есть (верю: могу выучить язык!) или отсутствуют?
Что человек о себе по умолчанию (внутри проблемы как внутри коробки - темно) не видит, а вы замечаете?
И тогда получатся не просто советы а-ля "поищите хорошего репетитора", а те глубокие психологические наблюдения, в которых автор нуждается.
Ну, хотя бы попробуем так порассуждать:

_________________________________
Здравствуйте!
Возможно, моя проблема мелка и не значительна. В конце-концов, от такого не умирают. Но очень хотелось бы услышать хоть какой-то комментарий по поводу.
Если честно, очень неудобно приходить с таким запросом, но я... не могу выучить английский язык. История тянется, собственно, более чем два десятка лет - мне сейчас 29, а учить я начала еще до школы, тол и в 6, то ли в 7 лет. И сначала мне это дело очень нравилось, у меня все получалось довольно-таки неплохо. Потом я пошла в школу и у меня получалось тоже довольно-таки неплохо - не смотря на то, что снова начала сначала, но приятные ощущения от хороших оценок и общий характер "хорошей девочки" перевешивали скуку. Дальше...я не помню, как там было дело, если честно. Родители говорят, что я поспорила с учительницей и была не права. И нет, никаких репрессий со стороны учительницы не было, но... Я, впрочем, не помню, в кокой момент мои отношения с языком ухудшились. Просто в пятом классе я внезапно обнаружила, что у меня не просто "наличие отсутствия знаний" но и какая-то странная неприязнь к процессу.
Я дисциплинированно делала домашние задания. В целом, результаты демонстрировала относительно средние, не хуже многих. И, в целом, хотя способностями к языкам не поражала - ни у одного из преподававших у меня учителей ко мне особых претензий не было. Я даже экзамены - что в школе, что в универе - я сдала относительно прилично. Что уж там, в тесном сотрудничестве со словарем.
Потом у меня появился интернет и знание английского из абстрактной величины стало не острой, но потребностью. Я пошла на курсы. Не то, чтобы уровень, который я должна была показать по результатам, был сильно выше, чем я могла показать в лучшие дни, но придя записываться на курсы я произвела не лучшее впечатление - нервничала сильно. Впрочем, что-то незнакомое или плохо освоенное для меня в материале было.
На следующий год я, что забавно, в тестировании показала результат не хуже, чем человек, заканчивавший курсы на уровень выше. И таким образом перескочила через уровень. Как-то я курсы закончила, получила красивый дипломчик.
Потом были "типа курсы для тех, кто в аспирантуре", впрочем, мы там преимущественно читали принесенные с собой тексты по теме нашей работы (чтение, перевод, пересказ). Экзамен, в принципе, не стоит внимания - бОльшую часть экзаменационных заданий мы готовили заранее, ибо "такова традиция".
В какой-то момент я поняла, что мои знания недостаточны. Да что там, я вполне явственно осознавала это, сдавая экзамен. По ощущениям мои навыки - дикая смесь из уровней от А1 до В2 формата "тут могу, тут не могу" - я довольно свободно читаю статьи на профессиональную тематику, с трудом (со словарем) - художественный текст, могу составить короткий текст (формат стандартных тезисов на 1 стр) на профессиональную тему, с "общими" темами сложнее - я половину лексики просто не запоминаю.
Особая проблема - тот факт, что то, что я учу, я помню ровно тогда, когда мне нужно это сдавать. Я благополучно учу лексику на сайтах - и не могу вспомнить ни слова, когда нужно объяснить дорогу :nope:
Ну и хотелось бы... хоть какой-то определенности. Я уже думала - бросить эти бесполезные попытки выучить английский и взяться за другой язык, но... мне страшно, что и там у меня будет такой же результат - никакой, а здесь "может быть еще..." Ситуацию только усугубляет то, что обоими своими родными языками русским и украинским - я владею довольно сносно, потому мне постоянно кажется, что это не у меня способностей нет, а просто я не достаточно упорна. Но оно мало того, что не запоминается - откуда-то вылазит сонм поводов от занятий увильнуть... И мне начинает казаться, что "здесь что-то не так" и просто в лоб я эту проблему не решу никак.
_________________________________


Ну, в моих разборах за эти полгода Вы уже второй человек, кто про язык спрашивает. И в консультировании это вполне рабочий запрос, просто чаще я его слышу от эмигрантов, вот для них это та тема, за которую они готовы платить деньги, потому что вопрос стоит ребром по горлу.

На всякий случай - неврологию для Вас сразу исключаем, с ней диплома бы не было. Ну в смысле, будь что серьезное, до аспирантуры было бы банально не дойти или бы Вы знали, что у Вас какая-то конкретная проблема обучения.

Теперь про психодиагностику.
Представьте, что мы бы взяли Ваше письмо и три маркера, красный (для проблем по психологической части), желтый (для пометок на подумать) и зеленый (чтобы отмечать успехи и результаты.

Мы бы пометили зеленым, что Вы добиваетесь поставленных результатов - Вы сдаете, заучиваете. Вы вообще не бросили учить язык. Настойчивость, трудолюбие, умение достигать поставленных перед Вами целей - ок. (Внешних целей, но про это ниже)

Мы бы пометили желтым, что высокую значимость имеют отношения с преподавателем. Это не проблема - это задача. Вы смысле, если удается выбрать хорошего преподавателя и есть эмоциональный контакт - все ок, нет - не будет.
Можно попробовать проверить, есть ли такое, что приятное дается легче - человеку, что симпатичнее, Вы быстрее объясняете дорогу, а несимпатичному - забываете слова. В смысле, я вот так дистанцируюсь от неприятного. Не хочу объясняться - забыла слова.

А что бы я пометила красным?
Я бы написала на полях - "зачем???" и выделила бы вопрос красным. Вы не сказали цель, мотивы, причины, не объяснили свои отношения с языком. Понятно, что это не м/ж отношения, где про чувства логичнее и проще писать, но за годы учебы отношения с английским есть, язык у Вас определенно массу чувств вызывает! Если искать параллели с отношениями: Вы друг у друга во френдзоне?
Это и есть поле работы психолога. Разобраться в том, что за отношения у Вас с языком. Чего Вы хотите и сочли бы достаточным (и это может расходиться с мнением внутреннего Родителя, который считает, что надо быстрее, выше, сильнее и все такое)

Или, другими словами:
Дипломчик - это просто ступенька.
Аспирантура - это ступенька.
Это ступеньки - куда?
Вы туда - хотите?
Точно-точно?
А куда?

Целеполагание вызывает вопросы еще и потому, что ситуация "объяснить дорогу" и "сделать реферат" - это разные очень ситуации. Так зачем язык нужен и в каком обьеме? Цель обьясниться на улице (можно молча открыть гугл-карты на смартфоне, и пусть заблудившийся сам решает вопросы, где север, где налево, надо ли мимо почты - вот это вот все) или выстроить научную карьеру? А что конкретно надо делать для цели?

Кроме целей вопрос вызывает процесс.
Ну то есть, столкнувшись в запросом, что "не учится" обычный, типовый фрейдист думает об удовольствии потому что Фрейд заповедовал всегда думать об удовольствии.
Что в обучении доставляет удовольствие? Что надо привнести в обучение? Зеленый маркер невостребован, практически нет информации, что нравится, как, в каких условиях преуспеваете в учебе. А удовольствие - это то, что улучшает процесс запоминания, мы запоминаем или важное, или приятное.

Языковые нюансы намеренно не трогаю - не моя епархия. Но вообще ситуация "могу хорошо одно и плохо даже элементарное другое" - это нормально, Антон Брежестовский этот феномен хорошо обьясняет, и еше у него есть статьи, почему так получается, что у одних есть прогресс в языке, а у других - нет.

РЕЗЮМЕ:
попробуйте добавить в анализ проблемы психологию.
Каковы мои цели - зачем мне язык? Он нужен мне или просто это требования извне, для галочки?
А желания - я точно его хочу учить? А мне не хватит имеющегося обьема для моих задач?
А какие чувства у меня? Если негативные - то какие конкретно?
А что мне приносило удовольствие в обучении? При каких условиях все получается?

Я только про цели и процесс, ну и удовольствие от него прокомментировала. Но - кто что еще заметил? Кто что еще подумал?


Я хочу записаться на консультацию по скайпу - посмотрите этот пост и пишите. Можно на почту или в личку в жж
Tags: кейсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments