Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Линейки в учебе - 1 (общее и от интеллектуальной до подстройки)

Про линейки
По большому счету от хорошей учебы мы ждем всего для всех линеек. Мы ждем, что учебный материал будет логично организован, чтобы там было интересно (Интеллектуальная линейка). Мы хотим, чтобы соблюдались правила, что каждый урок будет 45 минут, а не сегодня 25, а завтра 70 (линейка Правила). Мы любим, чтобы нас собирали в группы и давали какие-нибудь интересные групповые задания, а не проработать в одиночку весь курс (линейка Группирования). Мы все "за", чтобы наш преподаватель горел идеей, чтобы ему действительно нравился его предмет (линейка Власти). Я могу так пройтись по всей типологии, и мы обнаружим, что все сильные стороны акцентуаций/линеек нам нужны для идеальной учебы.
Раз для хорошей учебы в идеале желательно всё, давайте поговорим о том, что будет необходимым достаточным минимумом? Что нужно, чтобы учеба была пусть не идеальной, но - выносимой? Выучитесь ли вы или нет, будет ли вам нравиться учеба или нет зависит от того, вам по вашей линейке комфортно или нет. Линейка задает критичные условия. Давайте пройдемся по всем линейкам и посмотрим, как это выглядит на практике:

Если я из (линейки) интеллектуальной активности чувствую дураком на этой учебе, с шансами я ее брошу. С шансами я буду ходить на нее как на каторгу, если не брошу. Необязательно, чтобы это говорил преподаватель - что я глупый, хотя это будет вишенкой на торте. Но если я буду ходить и чувствовать, что я не понимаю - это критичная проблема. Особенно если я не понимаю даже, чего я не понимаю, ведь тогда я не понимаю, что мне спросить. Все остальные будут учиться, проходя через подобные ощущения без особых страданий, хотя и без удовольствия, но вот у интеллектуальной активности от этого просто стресс до тремора рук.
Пример: Я типированный гельвин, и однажды бросила учебу даже не потому, что чувствовала себя дурой, а потому что к нам относились как к дуракам. И добираться было тяжело )))
Пример: Кстати оба раза, когда я действительно бросал учебу и сваливал из тех мест, вписываются) Оба раза попадал в коллектив, где был слишком большой разрыв в том, что проходили и знали все, и в том, что знал и понимал я, из-за отличий в программах школ. Было настолько некомфортно из-за этого там находиться, что вопрос о том чтоб досидеть пару недель до окончания курса или дотянуться до уровня окружающих у меня даже не встал, несмотря на то, что относились доброжелательно, коллективы хорошие и т д. Отсутствие понимания оказалось критичным.

Моторная активность. Чтобы понимать про линейку сегодня, а не линейку, как ее воспринимали лет 50 назад, то мысленно уберите слово "моторная", оставьте "активность". Или, как вариант, дейтельность. Или даже хорошее сленговое слово "движуха". Когда вокруг учебы есть много организованной самой разнообразной активности, к которой легко и просто присоединиться. И эта активность простая, понятная, деятельная (хм, может, тут можно вернуть слово "моторная" обратно, потому что между поговорить и сделать тут обычно выбор в пользу сделать.
Пример: инициатива должна исходить не только от моторника. Это вообще неприкольно, даже если все говорят "да, давай". Что это за место такое, если все такие унылые мухи и ничего не хотят организовывать и сочинять. Даже больше могу сказать, сам моторник не обязан входить в число организаторов. Я училась в школе, руководство которой считало, что дети маются фигнёй от безделья, а потому каждую неделю у нас были внеклассные мероприятия, покупались абонементы в филармонию, организовывались экскурсии, кружков было от театра и гитары до шахмат и программирования, школа бесконечно принимала олимпиады и конкурсы. И я ничего сама не организовывала, но везде участвовала, и это, блин, реально было круто ))))
Пример: очень сложно фокусироваться на том, что ты не делаешь/делаешь не ты. Обычно это человеческая речь вне диалога. Для неинтересной лабораторной с дурацкими требованиями достаточно сделать одноразовое усилие, вникнуть, начать и дальше ок, продолжаем удерживать фокус на действии. Но классические лекции... ооо... я не понимаю, почему это совещание, а не email лекция, а не статья. И тогда через несколько минут начинаются все эти "менять положение ещё не закончив принимать предыдущее", "почему нельзя промотать этот кусок", "я вдруг нашел себя в альтернативной вселенной уже сорок минут увлеченно что-то делающим полностью абстрагировавшись от реальности" или "давайте мы уже что-нибудь сделаем", чувствуешь себя ребенком с проблемами с концентрацией внимания, которым вообще-то не являешься. Либо тратишь какое-то неадекватное количество усилий на чистой мотивации. Я закончила на том, что просто сделала выбор в пользу самообучения :)
Пример: Подтверждаю за своего домашнего Орка. У этой заразы любимое присловье - я готов быть даже пешкой, лишь бы меня взяли в игру. А слишком много игр не бывает

Эмоциональная активность. Нужно эмоциональное личное отношение. Особенно ценится честно заработанное, когда заслуженно отмечаются любые успехи и старания в учебе, а не просто личная симпатия педагога. Проблемой становится никакое, нейтральное отношение, когда предлагаются химические чистые знания, без эмоциональной вовлеченности в преподавание, в работу с группой. Многим это комфортно, но не эмоциональной линейке, которая остается без жизненно важного и вынуждена без подстилки сидеть на гвоздях. Тут отчасти могут выручить эмоциональные отношения в самой группе - иногда достаточно, чтобы просто окружающим нравился предмет и они бы об этом говорили, но в идеале - это когда у обучения есть эмоциональная подложка, эмоциональное отношение.

Линейка правила. Линейка, которую все время считают занудой! Ключевое для вас – это что правила вас все время удерживают в комфортной ситуации. Если вас лишить правил, это будет не просто "я не знаю, что мне делать", а "мне плохо будет". Поэтому здорово, когда на курсе есть четкие, конкретные правила обо всем. Что будет, если вы не сдадите экзамен с первого раза. Что предпринять в любой нештатной ситуации.
Вам важно знать, чего ожидать, когда вы закончите курс, получите корочку, и что дальше. Необязательно, что будет правило, что всех обязательно берут на работу, но вы знаете, что без этой корочки не возьмут, а с этой корочкой берут 80% выпускников. То есть правила, это когда есть четкий миропорядок. Я понимаю, что мне здесь дают, как и насколько это для меня ценно. Когда преподаватель дает мне обратную связь, что работа сделана качественно, ведь все требования, которые есть к дипломной работе, соблюдены. Преподаватель вас может – к вопросам об эмоциональном комфорте – даже немного не любить. Неважно. Для вашей учебы важно, что правила соблюдаются. В противном случае, если вы попадете в ситуацию, что преподаватель говорит, что он вас обожает, но будет игнорировать, насколько хорошо у вас сделана дипломная работа - это ситуация, которая взрывает голову.

Что нужно для линейки управления? Ключевой момент – могу ли я влиять на учебный процесс, могу ли я прийти и договориться с преподавателем о переносе лабораторной работы, взять дополнительный материла. То есть вопрос могу ли я договориться – это ключевой момент для управления. Если я не могу договориться, а хуже того, если я вообще не могу договариваться, мне запрещено, для линейки управления это тяжелая ситуация, где может, вы и закончите, но вам это дорого обойдется.

Линейка группирования. Ключевой момент – это когда вы понимаете, "как здорово, что все мы сегодня здесь собрались" - как круто что все мы здесь сегодня учимся. Если я понимаю, что то, где я сегодня нахожусь, компания, где я нахожусь, университет, где я нахожусь, отличный, крутой или хотя бы лучше, чем я мог бы, вы будете учиться. Если же вы будете чувствовать, что это я в чем-то теряю, уступаю, мы худшие в списке, то даже если вам нужен диплом, если вам комфортно и интересно учиться, с шансами вы можете бросить, потому что зачем вам то, что не является в ваших глазах действительно крутым и значимым.

Линейка подстройки. Вам очень важно, когда можно в этот учебный процесс встроиться, то есть выбрать здесь какую-то роль. Например, я хороший, милый студент - я буду много и ярко проявлять себя. Или ребята, не трогайте меня, я в домике. Я здесь на учебе, потому что мне нужна корочка.
Неважно, какую роль вы выберете - это уже по ситуации. Ключевой момент в том, вам дадут в ней быть или нет. Все к вам подстраиваются с вашим выбором, предпочтениями - принимают, что есть такой студент? Или пытаются сделать каким-то другим? Если вы чувствуете, что вам говорят, что ты будешь таким, как мы хотим, вы можете выполнять чужие требования, но вам это дорого будет стоить.
Пример: К счастью, в ситуацию, когда "или ты будешь таким, как мы хотим, или вон из универа" меня не ставили, но если бы пришлось - поскольку за учёбу было уплочено вперёд, вряд ли мне совесть позволила бы всё бросить, и я всё-таки впряглась бы, но да, это бы мне стоило очень дорого. Потому что я резиновая, а не пластилиновая - принимаю заданную форму только до определённого предела.
Пример: я не увидела обратной подстройки... итог всего - обострение невроза и оставленная по этой причине любимая учёба.
Пример: В пятом классе у нас была учительница, которая не обращала внимания на мой дурной почерк, забытые тетради и прочую фигню и ставила пятерки собственно за знание предмета. Когда я что-то писала не так, она говорила "я понимаю, но это надо не так", и все. Одного раза хватало. В шестом классе нам поменяли учительницу. Она вроде пыталась организовывать интересные уроки в стиле "что? где? когда?", но была совершеннейшим сухарем, ругала за тетрадки и почерк, а ошибки заставляла прописывать, как первоклассницу, что меня злило. Я с ней воевала - прописывала ошибку, а потом делала ее нарочно. Естественно, получала только тройки. Вот как раз в тему "позволь быть собой".
Пример: не очень люблю формат обычных уроков и лекций - потому что если препод классный, урок получается офигенным взаимодействием, а если обратная связь и вообще связь меня зажимает и давит, то унесите, нафиг это придумали, давайте так - вы мне безэмоциональные текст лекции и задания с понятными критериями выставления оценки, я их же внешне безэмоционально сделаю и сдам, мне так же оценку - и я знаю, что на меня без моего запроса не выльется никаких эмоций и необходимости на них реагировать и выдавать свои

Дополнения? Уточнения? Примеры?
Tags: типология: Кроме Людей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments