Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Права на обязанности

Я думаю, вы не раз сталкивались с рассуждениями, на что автор имеет право, что он обязан сделать, чего вообще не должен делать. Права и обязанности - один из камней преткновения в подобных дебатах. Что интересно мне - занятая позиция в исполнении автора не просто взгляд на данный вопрос, но и выбор отношения к своему творчеству. Я творчеством называю все, что является способом выражения себя вне зависимости от формы, обьема и признанности критиками. Даже если написанное/нарисованное вами было сделано лишь однажды, в порядке лечения от головной боли, занимает поллиста и хранится в столе - авторская позиция у вас, на мой взгляд, имеется. А высказывание ее у меня в журнале по теме поста приветствуется

Я смотрю на права/обязанности как на разные стороны одной монеты. Если на аверсе право придумать мир, то на реверсе - обязанность выписать глобус так, чтобы он не казался стыренным из копилки шаблонов. Если говорить кратко, то мою позицию можно свести к "если делаешь, то делай хорошо".

Хорошо не равно ГОСТу!
Для ряда авторов желание сделать хорошо приравнено к необходимости влезать в стандарты. От орфографических до смысловых. И эти рамки на юного автора могут подействовать как новые ворота на барана. Я тут душу хочу отвести, а мне не дают!
Фишка в том, что правила придуманы для удобства. Долгая пауза, где Молния надеется вспомнить, кто был идеологом "общественного договора", по которому люди создали законы для организации комфортного совместного проживания. И, если читателю будет удобнее вас понять, когда вы нарушаете правила - вперед и с песней. Так, выражение "йя - креветко" дает куда больше понимания об авторе реплики, чем написанное в традиционной манере. Да, удобство я приравняла к информативности, так что если вы донесли до читателя перл Креветки, то дальше злоупотреблять сленгом... неинформативно.

Тогда что же такое "хорошо", если нет обьективного критерия?
Я думаю, что это когда у автора есть удовлетворение от созданного, доволен он результатом.
Да, довольны результатом и графоманы, но... тут уже мы переходим в плоскость востребованности твворчеством. Невостребовано - факт. Творчеству же не обязательно быть востребованным, хотя желательно (это я как читатель вздыхаю).

Автор и оценка себя
С другой стороны, автор может быть слишком строг к своему творению. У Митчел роман на публикацию выдирали с мясом, так как Маргарет не нравился результат. Это уже новая плоскость плоскость - плоскость взаимоотношений автора с собой и своей оценкой себя как писателя (художника и д.т.). Если она сдвинута с адекватного восприятия реальности - автор будет недоволен любым результатом и не сможет ясно себе представить желаемый (не идеальный, а желаемый) результат своей работы и соизмерить его со своими возможностями. Если она занижена - будут интересные особенности. Например, автор ведет между собой и своим творчеством посредников, потому что впрямую - тяжело. А посредник-читатель с положительной обратной связью будет стимулом продолжать писать. Еще посредником может быть редаактор - рядом и положительное подкрепление в лучших традициях Скиннера - регулярным баблом. Или посредником сделают некий критерий, например, время. Часто предполагают, что быстро написанное однозначно хуже, чем выстраданное потом и кровью. Но это как оценивать знания Васи и Пети на уроке математики по скорости, с которой они решили задачу на дроби.
Tags: о сущности инобытия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments