Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Найти Учителя в себе

Я купила книгу, которая рассказывает о том, как один мужчина средних лет переживает крах семьи. Жена сказала, что супруг ее не устраивает и она желает развестись и найти себе пару получше. И этот мужчина пришел к психологу, потому что не мог найти себе места - у него мир рухнул. А этот психолог, точнее, психоаналитик (я же страсть как люблю книги по психоанализу) написал потом историю. Он там рассказывает о кризисе среднего возраста (ну, развал брака) и его преодолении.

Умная книжка, история и вовсе за живое цепляет, а мне неприятно читать. Я посидела-подумала и поняла. Автор не о своем герое рассказывает, не о его трудностях, а о своих. О своих так и не решенных проблемах, которым двадцать лет сроку...Ой, думаю, как это - нерешенных?!

Автор же психоанализ проходил. Ага, три раза. То есть, кто не в курсе, психоанализ тем и отличается от, скажем, психодрамы или краткосрочной терапии, что его проходят обычно один раз и долго. За время анализа нельзя достать из своего бессознательного все содержимое (это в принципе невозможно), но можно научиться взаимодействовать с собой и миром. Это глобальная задача, анализ на прикладные проблемы не юзают, зато потом человек может опираться на себя самого, общаясь с собой без посредников. А не вижу я в авторе опоры на себя...

То есть я, конечно, придираюсь к трем разам - Карен Хорни анализ проходила дважды, и тоже ее не устраивал результат. Ну и что с того? Почему сейчас это важно? Недоумеваю и лезу снова в книг и опять что-то царапает. А потом беру Раткевич и на контрасте ощущений понимаю разницу. У Элеоноры никакого Юнга произведение кончается тем, как один Учитель назвал своего ученика Учителем всем рыдать полчаса. И я вдруг понимаю, что это не пафос, потому что и Учителя - это не пафос, а обыденность. Их каждодневность, этих героев не наигранная, а самая настоящая. А главная особенность персонажей - они готовы видеть в других людях Учителей.

А видеть в другом Учителя - это найти Учителя в себе. В смысле, в мире снаружи невозможно отыскать то, что не существует в твоем внутреннем мире. Если ты не веришь в зеленых человечков, то ты, встретя их на Ленинском проспекте, примешь альтаирцев за рекламную акцию "Хохлянда". Если ты не веришь, что в тебя можно влюбиться - да хоть пачками парни будут падать, а ты не заметишь. "Возлюби ближнего как самого себя" это как раз, вдруг мне подумалось, о том самом. Либо явление существует в обоих мирах, либо нигде не существует.

Так вот, можно быть учеником. Или даже Учеником, который знает тонну материлов, массу приемов и приемчиков. Но ты не станешь Учителем, пока ты не видишь Учителей вокруг и не веришь в существование Учителей. Даже если напишешь книгу, где расскажешь два года общения с Учителем, которого ты считаешь своим учеником. Ну нельзя в голову положить то, для чего места нет! Потому аналитик-ученик потом сам не верит в результат труда, а анализанд-Учитель вопреки обстоятельствам успешно прошел свой долгий и трудный путь.

Ученик - это тоже неплохо. Эта любознательность как правило интересна и с таким ччеловеком есть о чем поговорить в режиме от зари до зари. Вот только Учитель это нечто большее. Готовность отвечать за полученные знания? Умение опираться на себя, а не на старшего? ... Умение верить себе и Другому? Или что-то еще?
Tags: учителя и ученики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments