Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Ангелы и демоны

это, помимо богословской классики (в которой я ни разу не спец), вполне рабочий текст.
Он дает критерии чистоты и успешности диалога... хотя бы и с самим собой.


Демоны — в прошлом ангелы унаследовавшие, несмотря на ужас своего падения, немалую долю ангельской природы, к к тому же обладающие способностью «принимать вид Ангела света» (2 КОР. 11 14). Мистик и визионер не всегда мог с уверенностью ответить кто ему, собственно, является — ангел или демон, и потому вопрос о критериях различения этих существ сильно занимал богословов и демонологов.

Св Антоний, знавший толк в такого рода явлениях (сарказм не мой – М.), нашел верное средство отличать демонов от ангелов: «святые духи», как считал Антоний по свидетельству Афанасия (цит. по ВИР. «ОБ ОБМАНАХ», гл 23, § 6-8). являются "со спокойным ликом" (sedalo vultu). Падает уровень тревожности, если вам в таких понятиях удобнее обсуждать «Они не спорят и не кричат, и голос их не слышен, когда по их тайному наитию грешников наполняет радость и уверенность. Именно так и подтверждается внутренняя правильность принимаемых решений. Инсайт. Такова их благодать, что они сразу же прогоняют всякий страх.
С демонами все обстоит иначе: их отличают «свирепые лица, ужасные звуки... от чего в душе возникает страх, а в чувствах — оцепенение. Тупик и невозможность решить проблему в данном состоянии.

Вир говорит о том же другими словами:
Ссылаясь на трактат Ямвлиха «О мистериях» ИОГАНН BИР предлагает различать демонов и ангелов следующим образом: «Знаки которые подает дурной дух. никому не приносят пользы»...«Чудеса Бога — благие: злые же духи не могут делать чудеса, которые служат ко здравию людей»... Появление ангелов тоже может пугать; однако "если после страха наступает веселье и доверенность к Богу", имела место встреча с ангелом, если же страх длится, то явился дьявол («ОБ ОБМАНАХ»).

И закончу веселым полуоффом. На тему как бороться с дьяволом (как выйти из тупика, вылезти из ямы, прийти в себя).
Лютер был очень непосредственен в своих "Застольных беседах":

Действовать против дьявола нужно «молитвами и презрением (orationibus et contemptu), ибо дьявол — гордый дух. Он не может вынести молитвы и презрения; ему нравится роскошь и помпа, и поэтому ему не надо доставлять удовольствия помпой, а нужно его презирать» (цит. по: Роскофф, П. 388-389).
Чтобы выразить «презрение к дьяволу», годятся и средства низовой народной культуры, которые у Лютера, при всей своей грубости, приобретают теологический смысл: жест доктора Поммера — который, обнаружив, что дьявол (при помощи ведьм) похищает молоко у его коров, «спустил штаны, наложил кучу дерьма в сосуд для молока и воскликнул: 'Ну теперь, дьявол, подавись!' после чего молоко действительно перестало пропадать» (Люгер. Застольные беседы. IV. 51-52; № 3979)... Интересно, кто же из его соседок все-таки воровал молоко?
Такой же пафос — в истории о некой матери семейства из Магдебурга, которая, будучи мучима в своей комнате Сатаной, повернулась к нему задом и выпустила в его сторону струю воздуха со следующим комментарием: «Держи, вот тебе жезл; ты можешь воспользоваться им как посохом на пути к твоему римскому идолу!» Лютер находил эту застольную историю настолько удачной, что в своих «Застольных беседах" упомянул ее аж три раза.
Я это к чему - если вам предлагали методику а-ля "Подними руку. Опусти руку со словами: "Да пошло оно все!" - это работает. Проверено Лютером.

Выдержки взяты из "Сада демонов" (HORTUS DAEMONUM)
Tags: о сущности инобытия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments