Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

О детях-должниках родителей

skoiatolla в psi_gram сейчас дала определение очень интересного и актуального понятия - парентификации. Я хочу о нем здесь сказать побольше:
Во многих семьях встречается то, что называют "парентификацией". Это смешение ролей, когда дочь начинает играть роль мамы, или сын - роль папы. Такое случается, когда одного из родителей нет, или он не в состоянии исполнять свою роль. Случается и такое, что родители испытывая трудности в браке, эмоционально сближаются со своим ребенком, и тогда сын или дочь становятся "психологическими супругами" своих родителей. (Галина Бедненко "Когда дети заменяют родителей")

Анн Анселин раскрывает понятие парентификации так:
Парентификация — это инверсия заслуг и долгов, их неверное понимание. Наиболее значимый «долг лояльности семье» — это долг каждого ребенка по отношению к своим родителям за любовь, тепло заботы, усталость и то особое отношение, которые были получены после его рождения до того момента, когда он стал взрослым. Способ расплатиться за свои долги является трансгенерационным, то есть то, что мы получили от наших родителей, мы отдаем своим детям. Это не мешает платить долги и нашим родителям. Когда они становятся старыми, мы начинаем по-особому относиться к ним, выполняя долг, помогаем им прожить последние годы и перейти от жизни к смерти.
Парентификация — это переворачивание ценностей, то есть ситуация, в которой дети, даже малолетние, становятся родителями собственных родителей.

Парентификация - кроме отрицательного значения также имеет положительное. Если на ребенка не взваливают нагрузку совсем, с концами, а дают ее "попробовать", то он так учится родительской роли, расширяет свои представления о ней:
Мы хотели бы отметить, что парентификация является столь же универсальным и нормальным явлением, как и просьба о помощи, в том смысле, что человек, у которого просят помощи, кто бы он ни был, воспринимается в этот момент как родитель. Парентификация ребенка на первый взгляд может показаться проявлением патологии, но в определенных ситуациях она может быть вполне функциональной и эго-структурирующей. Это бывает в том случае, когда взаимоотношения между родителем и ребенком недвусмысленны и прозрачны, а соответствующие их статусу роли эластичны и взаимозаменяемы в соответствии с ситуацией, что позволяет ребенку экспериментировать и учиться родительской роли. Опыт поведения и переживаний в роли родителя, получаемый в раннем детстве и в юности, чрезвычайно важен для социализации и развития самооценки и потому приносит ребенку большое удовлетворение.

Парентификация тогда становится причиной функциональных нарушений, когда это происходит в неблагоприятных ситуациях, в условиях многозначных или неадекватных межличностных отношений. Такие дисфункции наиболее выражены в семьях, включенных в шизофреническое взаимодействие, члены которых общаются между собой преимущественно посредством двусмысленных посланий. Например, слова одни, а тон совершенно другой, и непонятно, на что ориентироваться.

Если естественной, физиологической парентификацией можно считать открытую и прямую просьбу о помощи, то дисфункциональная парентификация в семьях с шизофреническими взаимоотношениями выражается в следующих друг за другом псевдопросьбах, передаваемых в форме парадоксальных сообщений, которые несовместимы на всех уровнях. Каждый из родителей посылает ребенку примерно такое сообщение: "Помоги мне, даже если это невозможно, будь на моей стороне, но не против кого-либо Позволь мне помочь тебе, я стараюсь быть таким, каким следует быть настоящему родителю. Только став подлинным родителем для меня, ты сможешь быть для меня настоящим сыном или дочерью. " Прямо дзенские коаны И так далее. Как может ребенок при подобном запросе определить свою позицию в семье? Он приходит в замешательство, которое мы наблюдали у страдающей психозом десятилетней девочки, которая на протяжении первых сеансов семейной терапии неуверенно бродила между родителями, сидевшими в противоположных углах комнаты на максимальном удалении друг от друга и рассказывающими терапевтам о полной гармоничности их брака! (Парадокс и контрпарадокс. Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие.)

Если подвести итог, то в понятие парентификации вкладывают три значения.
Первое - когда ребенку дают возможность побыть ненадолго (понарошку) в роли родителя, что он воспринимает как эксперимент и радостно подхватывает. Эта линия поведения нормальна и позволяет ребенку гармонично развиваться.
Второе - когда на ребенка сваливают родительский долг без права отказаться, и вместо энтузиазма мы видим маску маленького взрослого. Эта линия поведения ведет к взрослости вместо зрелости, ребенок решает текущие (и не свои) ситуации в ущерб личностному развитию.( Именно в этом значении термин парентификация употребляется чаще всего.)
Третье - когда на ребенка не только сваливают долг, но еще и при этом дергают и путают двусмысленными и парадоксальными сообщениями - ребенок в замешательстве. Эта линия поведения вполне способна привести к, например, психозу.
Tags: психологическая грамотность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments