Молния (molnija) wrote,
Молния
molnija

Проблема не в людях - проблема в зонтиках

Согласно опросу «…только 1,75% психологов оценили уровень профессионализма своих коллег как высокий».

Меньше, чем 2% – почему так мало?
Я думаю, что причина не в уровне подготовке, а в характере подачи этой самой подготовки. Насколько я в курсе, пока просто нет спецкурсов типа «психолог в СМИ» «ведение профессионального блога» и так далее. А когда нет четких и структурированных представлений о том, как подавать свой опыт и профессионализм в такой специфической сфере, то получается, что средний консультирующий психолог проигрывает в самопрезентации даже среднему программисту. Потому что программист и показать продукт может, и в принципе более готов к идее самопродажи. А вот услуги - это не код, их не видно, да и если тебя лет пять учили быть фоном для чужих проекций, что-то из-за фона вдруг! достать-показать – не издевайтесь. Психолога не показывать вам себя учили, а показывать вам вас. Потому идея самопиара народ ставит в тупик просто штабелями - она органически чужда сфере деятельности и наработанному опыту.

Самопрезентация или ее отсутствие – это следствие, корень проблемы глубже. Я бы искала первопричину в отсутствии представления о психологическом консультировании как о рынке. Ну не прижилось это пока на родной почве, у нас были коммунизм и психиатрия для несогласных. А рынка не было. Упс.

В итоге сейчас имеется научная парадигма (Сколково плачет от зависти), есть пациенты, нуждающиеся в помощи (спасибо компартии – обеспечила работой), а рынка на котором бы эти две жабы бы встретились, нет. Куча специалистов и группа нуждающихся есть, а рынок как связь между ними, активная деловая коммуникация…. всякие пиары/брэнды/продажи – повторяю, не издевайтесь. Ситуация, отраженная в опросе, когда клиенты находятся исключительно по знакомству - это пародия на рынок.
Отдельные люди сами себе всю цепочку от презентации до продажи организуют, но это исключения, а не общий тренд.

Отсутствие представлений о консультировании как о рыночной деятельности ведет к занижению оценки профессионализма коллег. Как? Да слишком высокая планка. Специалист хорошо справляется, скажем, со своей узкой темой при помощи нескольких отточенных методик, но «плавает» в смежных направлениях и за это получает виртуальные "двойки". Везде уместно представление о специализации, но от психолога зачастую ждут всего - или он не специалист. Но давайте проведем параллели в контексте рынка:
Вы на выставке косметики, стенд с продукцией Таиланда и девочка-консультант - вы будете просить рассказать именно этого консультанта о, скажем, болгарском мыле? Нет, вы спросите, максимум, где тут нужный вам стенд.
Меняем декорации.
Жж. Стенд со стульями, стоит гештальтист. Он не является плохим специалистом, если, например, про «схему интервьюирования трансгендера по Кернбергу» впервые слышит. Он даже знать, кто такой Кернберг, никому не обязан - на качестве его работы это не скажется. А стенд с Кернбергом, в то-о-ом углу, где психоаналитическая кушетка.

Отсутствие представлений о консультировании как о рынке не позволяет организовать процесс продажи услуги – клиент не понимает, что именно он может купить и зачем ему это надо в такой упаковке, со стульями, кушеткой - да хоть бубном. Обывателя не надо на самом деле убеждать, что ему нужна психотерапия – это пройденный этап. Клиенту куда важнее знать, что именно вы ему можете помочь.
А коллегам и просто знакомым консультирующего психолога нужно знать, почему он может со спокойной душой порекомендовать клиенту этого специалиста. Причем не на уровне "вуз кончал - диплом махал", а на уровне: «Вот специалист. Он пишет так. Вы хотите узнать его мнение по вашей проблеме?».

Клиенту очень важно ощущать, что он нормальный, несмотря на наличие психологических проблем. Это чувство адекватности реально важно для клиента - наследие пропсихиатрического прошлого советской психологии. А критерий нормальности – это, в частности, возможность самому оценить и сделать выбор. Вот чем ценны блоги – возможностью делать этот выбор. Возможность непосредственно оценить даже лучше личной рекомендации, где на рекомендателя ложится тяжесть ответственности («ну ты мне и насоветовал…»).

Про дипломы я писала. В контексте рынка – наткнувшись на конкуренцию по диплому, клиент говорит себе:"А кроме диплома нет конкурентных преимуществ? А, ну спасибо – я пошел отсюда". Получается, еще один повод для недопонимания.

Итого, на пальцах:
Нет рынка - нет рыночной ценности (наукой то помимо консультирования успевают заниматься единицы, об этой ценности говорить неосмысленно). Нет ценности - обесценивание. Уже не рыночное, а психологическое. И так имеем парадокс: хороших специалистов, с опытом и личной проработкой достаточно, а как посчитать – так некого.

ПС: вообще, в теме очень много нюансов, поэтому я совершенно не уверена, что в попытке объять необъятное галопом по европам написала внятно :(.
Tags: коммуникации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments